Реформы

Реформы 20-х годов, которые последовали за приня-тием новой конституции 20 апреля 1924 г., показали, что кемалисты настроены самым решительным образом переделать Турцию на европейский лад, закрепить власть турецкой буржуазии. Эти реформы включали переход системы образования из религиозной в светскую, введение европейского летосчисления и времени (выходным днем становилось воскресенье взамен пятницы, принятой у мусульман), новый гражданский кодекс (построенный по швейцарскому образцу, запрещавший многоженство). Даже одеждой турки не должны были отличаться от европейцев: женщинам запрещено было носить чадру, мужчинам вменялось одеваться по-европейски, надевать на голову шляпы и кепки взамен фески (как и введение фесок за 100 лет до этого при Махмуде II взамен чалмы, эта реформа вызвала значительное неудовольствие старых людей — теперь им жаль было фесок!).

С 1 января 1929 г. вместо арабского алфавита, который совсем не подходил для турецкой фонетики, вводился новый алфавит, основанный на латинице. После этого открылась возможность и для языковой реформы — вместо напыщенного, канцелярского «османлыджа» (османского языка, основанного на турецком, но с огромной примесью персидских, арабских слов и синтаксических конструкций) стал вводиться народный разговорный язык и многочисленные неологизмы, построенные на общетюркской грамматической основе. Правда, изгоняя арабские и персидские слова, кемалисты перегнули палку и создали новый искусственный язык, кото¬рый некоторое время так же был не понятен народу, как османский. Современный язык столь резко отличается от старого, что даже романы 20-х годов приходилось «переводить». Но за прошедшие полвека позиции нового турецкого языка стали очень твердыми.

С 1 января 1935 г. в Турции вводились фамилии: до этого у человека было лишь имя. Мустафа Кемаль получил от меджлиса фамилию Ататюрк («отец турок»).

Все эти реформы происходили в области надстройки, повлияв на культуру и социальную жизнь турок (в особенности горожан), приблизив их к европейцам. Лозунг вестернизации («гарба догру») был наиболее силен в Турции с 20-х годов. Его поддерживал своим огромным авторитетом сам Ататюрк.

Еще статьи по этой теме:

История Турции в Новое время

Революционная ситуация в Турции.

Новейшая история Турции.

Великая Турецкая империя